Это было последним и необязательным заданием во время обучения на coursera.org.
Я ухватилась за него исключительно потому, что хотела собрать в единое целое свои впечатления после посещения Дрезденской галереи, в частности по поводу одной конкретной картины. Ну и вот... Привожу вам свои размышления на тему...
Я ухватилась за него исключительно потому, что хотела собрать в единое целое свои впечатления после посещения Дрезденской галереи, в частности по поводу одной конкретной картины. Ну и вот... Привожу вам свои размышления на тему...
Лиотар. «Шоколадница»
Художник:
Jean-Etienne Liotard
Время написания: примерно 1743-45
Пергамент, пастель.
Размер: 82,5 х 52,5 sm.
Место нахождения: Old Masters Picture Gallery, Dresden
Время написания: примерно 1743-45
Пергамент, пастель.
Размер: 82,5 х 52,5 sm.
Место нахождения: Old Masters Picture Gallery, Dresden
Мне повезло, в апреле этого года я посетила Дрезденскую
картинную галерею (Галерея старых мастеров).
Реальные картины и репродукции,
напечатанные в журнале или на открытках, производят совершенно разные
впечатления. Картину «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара знала раньше по репродукциям. Тогда она не
казалась мне заслуживающей особого внимания. Я даже не запомнила имя художника
и не пыталась узнать что-либо о нем. Стремясь в картинную галерея Дрездена, интересовалась в первую очередь другими картинами, другими художниками. И даже в автобусе, когда мы ехали в Дрезден, не очень внимательно слушала гида,
который рассказывал об истории написания «Шоколадницы»...
Я просто не подозревала, что случится дальше...
Зал европейской пастели располагается на самом верхнем этаже
галереи. Когда я зашла туда, сразу увидела эту картину. И волна эмоций буквально
накрыла с головой…
Попробую порассуждать, почему эта картина производит
настолько яркое впечатление практически на всех посетителей галереи.
Jean Etienne Liotard - швейцарский художник, мастер портрета
в стиле рококо.
Родился в Женеве в 1702 году, в семье французского ювелира. Уже в раннем детстве он отличился в рисовании и продемонстрировал желание
учиться. Отец отдал его в мастерскую художника. Мальчик очень быстро учился и в скором времени пришлось искать другого мастера. В последствие
Лиотар много учился самостоятельно. Он
довольно рано осознал свое предназначение портретиста.
Мне кажется, у него была счастливая жизнь. Он занимался
любимым делом, много путешествовал, писал портреты самых разных людей, от
служанок до королевских особ. У него была возможность сделать карьеру, но он не
счел это интересным для себя. И оставался свободным до конца жизни.
Длительное путешествие по странам Востока помогло художнику
отработать фотографическую точность в рисунках. Современники Лиотара узнавали
Восток по его картинам, разглядывая убранство комнат, наряды, реалистично
изображенные лица.
Фотографическая точность и внимание к человеческим лицам -
вот отличительные черты этого художника. Человек для него был важнее, чем
звания или сан. Подтверждение тому можно видеть, например, в портрете
австрийской императрицы Марии-Терезии. Художнику был заказан парадный портрет.
Однако Лиотар сделал по-своему. На его портрете - не императрица, а женщина,
мать. Не всем его высокопоставленным моделям нравился такой подход,
но Лиотар не изменял себе.
Пастель - его любимая техника, которой он овладел виртуозно
и даже написал научный труд, посвященный живописи. Пастель как техника живописи
пережила расцвет как раз в 18 веке. Что
такое пастель? Это порошковая краска, ее готовили определенным образом,
наносили на специальные поверхности кистями или валиками. Иногда помогали себе
руками, чтобы лучше втереть краску в поверхность. Не так-то просто было смешать
нужные оттенки, нанести пастель точно в нужное место. К тому же, общеизвестно,
что пастель - самая нестойкая живописная техника. Осознавая всё это,
проникаешься особым уважением к мастерству этого художника.
«Шоколадница», на мой взгляд, потрясающий образец пастельной
техники! Тончайшие переходы цвета, мельчайшие детали, выписанные с поражающей
воображение точностью. Я помню, как долго разглядывала одежду модели. Упругие складки тонкого фартука — его только что надели и складки еше не успели
расправиться. Атласная с блестящими переливами юбка, мягкая бархатная кофта, чепец
с нежнейшим кружевом... Лиотару удалось передать не только цвет, тончайшие
оттенки, полутона и светотени, ему удалось рассказать нам, зрителям 21 века, из
каких тканей сшита одежда прекрасной модели!..
Поднос, который девушка держит в руках, я тоже разглядывала
очень долго. Когда ты видишь, что прозрачный стакан наполнен водой, ты видишь,
как в стеклянных гранях преломляется
свет, как в них отражаются рука и край подноса, тебя буквально охватывает
дрожь! Если бы это было нарисовано какими-либо красками, уже тогда точность изображения
заслуживала бы уважения! Но картина написана непослушной пастелью!..
Чашка с шоколадом на подносе изящна, отчетливо видно, что
это тонкий фарфор. Кстати сказать, это первый европейский фарфор, изобретенный
в немецком городе Мейсен. Картина Лиотара — практически первое документальное
подтверждение этого факта. (Об этом я узнала во время экскурсии, перед
Дрезденом мы посетили Мейсен). Потрясающая точность изображения! По картинам
Лиотара можно изучать историю!
Пастельная техника произвела на меня большое впечатление в
Дрезденской галерее. Там было много прекрасных картин, в том числе и другие
картины Лиотара. Например, его автопортрет в турецком наряде — очень интересная
картина, живая, экспрессивная! Однако я снова и снова возвращалась именно к «Шоколаднице».
Почему эта картина так привлекательна? Причем, не только для
меня. Когда я искала материал для написания данной работы, находила отзывы об
этой картине, написанные буквально моими словами. Это тоже стало для меня
открытием!..
Мне кажется, секрет привлекательности этой картины в ее
видимой простоте и в скрывающихся в ней парадоксах.
В каком жанре написана эта картина? Это портрет молодой
девушки в полный рост. И в то же время нет никаких сомнений, что перед нами
жанровая сценка. Сюжет очень простой: молодая служанка несет поднос с чашкой
шоколада и стаканом воды, видимо, своим хозяевам. Но присмотритесь! Она не
стоит на месте — она идет! Аккуратно, маленькими шажками, чтобы не пролить
шоколад. Парадокс: статика и движение присутствуют одновременно! Движение
Лиотару удалось передать с помощью композиции: фигура модели смещена влево, а
перед ее лицом остается свободное пространство.
Картина одновременно проста
— одинокая фигура в незамысловатом интерьере - и сложна, если оценивать
невероятную детализацию (складки одежды, стакан, чашка).
Художник использует небольшой цветовой диапазон, в основном светлые тона: белый, серебристо-серый, золотистый, нежно-розовый. Но при этом
образ нарисован очень точно и объемно, а главное, наполнен жизнью. Мы можем
даже оценить характер этой милой служанки: она скромна, но уверена в себе,
прислуживает с грациозностью и достоинством.
И вот что интересно, несмотря на почти фотографическую
точность изображения, до сих пор идут споры: кто же изображен на этой картине?
Есть несколько версий. Вы можете найти их в интернете. И все они достаточно
романтичны. Говорят, девушка удачно вышла замуж. Но это меня не очень
интересует)...
Теперь, когда я увидела «Шоколадницу» Лиотара в реальности,
понимаю, что искусство не делится на простое и сложное. Даже то, что кажется
простым, сложно по своей сути. А то, что сложно по технике исполнения, может
смотреться легко и воздушно, как картинка из воспоминаний о другой жизни.
Незатейливая по сюжету «Шоколадница» позволяет нам заглянуть в окошко 18 века и
увидеть живую привлекательную девушку на пороге любви.
И еще один простой вывод стал для меня очевидным. Важно идти
своим собственным путем, не сворачивая и не стараясь всем понравиться.
Мастерство Лиотара оценивалось современниками, но все-таки настоящее признание
художник получил спустя время, особенно в 19 веке, когда в искусстве стали
активно осваивать реализм.
Сегодня его картины все также привлекательны для зрителя.
А вот сайты, которые мне помогали в работе.
А вот сайты, которые мне помогали в работе.
Светлана
Горбачева. «Галантный
век: вторая половина XVIII столетия», 2002 год. http://art.1september.ru
Анечка, я очень ждала этого твоего поста. Очень-очень люблю эту работу, при любой возможности использую репродукции с нее.За что и почему? Словами и не объясню. Я к ней отношусь не как к работе, не как к произведению искусства, не как к шедевру. Это на каком-то чуть не животном уровне, на уровне ощущений- запахи, фактуры, восторг и ощущение покоя и тихой радости. Спасибо!
ОтветитьУдалитьТеперь и у меня на животном уровне... И тоже не могу до конца объяснить, что и почему. Вот, помню, в детстве по репродукциям картины Гойи, в частности "Портрет Антонии Сарате". Очень на меня производили впечатления и эти горящие глаза, и наверное, на контрасте ее одеяние... Я просто собственных глаз оторвать не могла.)) А потом встретила в "Эрмитаже" - обрадовалась, как родной, кинулась ближе. Но впечатления были именно вот такие: родное, знакомое, радостная встреча, но не было вот этого, "пробивания, как молнией". А тут я увидела знакомую картину совершенно по-другому. ВОт именно так: яркая вспышка и любовь... Безоговорочная. И правда, никак уйти не могла. Там, в Дрездене, правда, были еще две вещи, вокруг которых я ходила)) они рядышком висят)) "Портрет молодого человека", Дюрера, и "Портрет мальчика", Пинтуриккио (обе картины знала раньше по репродукциям, и обе были заведомо интересны). Сумасшедшие впечатления от разглядывания живьем) Но все равно, с "Шоколадницей" было самое яркое... Может быть, думаю, на контрасте: от того, что раньше видела и глаз не цеплялся?
Удалить"Шоколадницу" знаю давно и то, что она написана Лиотаром тоже. Наверное с детства. Всегда, когда она попадается мне на глаза снова и снова рассматриваю одежду. Я вообще поражаюсь как художники рисуют складки, кружева, особенно прозрачные.
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию, за рассуждения. Я не знала про движение образа, это открытие.
Я тоже знаю ее давно, но она проходила ... по касательной что называется, а тут, живьем, прострелила в самое сердце... И да,я тоже поражаюсь, как они могут рисовать так, что видишь живую ткань!)
УдалитьАнют! КАК хорошо написала!!! Спасибо за познавательную информацию!)))
ОтветитьУдалитьЯ "Шоколадницу" знаю давно... была у нас рукодельница еще на Ручной работе с таким ником - изумительная дама!))) И я всегда где вижу репродукцию обязательно останавливаюсь..)))
Тоже теперь хочется посмотреть оригинал!!))
Спасибо, Ир! Да уж, оригинал - это всегда интереснее!)
УдалитьАня, какой отзыв ты написала!!! Я зачиталась!!! Я прониклась этой картиной. Я не знала, что она написана пастелью. Но когда ты написала, что в ней все прописано до мельчайших подробностей, я прониклась. ))) Так хорошо ты все расписала и про художника и о своих впечатлениях. Спасибо тебе за этот пост. ))) Ты молодец!!!
ОтветитьУдалитьЯ тоже не знала про пастель. Вообще первый раз увидела живую прекрасную пастель! Это потрясающе! Спасибо!
Удалитьприятно было прочитать. спасибо, что поделилась впечатлениями и эмоциями.
ОтветитьУдалитьу меня эта картина не вызывает дикого восторга (я не видела ее живьем), но мне очень нравится, как Лиотар передает цвет. он у него живой и вибрирующий. и должна заметить, что цвет кожи у персонажей ну очень здоровый. в те времена такой цвет лица вроде бы не практиковали:) можно сказать, в его портретах отминусован идеализм, и приплюсовано здоровье и живость:)
Цвет - да, кайфовый! По всем статьям) И самое главное, ни одна репродукция, ни один скан (ну может и есть такой, мне неведомо))) не передают всю всамделишную кайфовость цвета!)
УдалитьМда, то что это написано пастелью,а не маслом - просто в голове не укладыватся, действительно поражает наповал.
ОтветитьУдалитьДа, это так!
УдалитьА какая примерная стоимость данной картины?
ОтветитьУдалить